В Amnesty International призвали Facebook и Google изменить бизнес-модели

0   68   0

23.11.2019 10:00


Нынешние бизнес-модели, основным источником дохода в которых выступают данные пользователей, ведут к постепенному разрушению конфиденциальности, отметили правозащитники в отчете, вывод которого перевела РосКомСвобода

Поделиться c друзьями:  


5dd9293c8b8a877b5ec6478e

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала отчёт, в котором приводит сильные аргументы, почему Google, Facebook и им подобные должны отказаться от бизнес-модели тотального отслеживания, а также даёт рекомендации государству и компаниям. РосКомСвобода публикует перевод этой части отчета.


ВЫВОД И РЕКОМЕНДАЦИИ

Расцвет бизнес-модели, основанной на манипуляциях с данными привел к росту двух компаний — Google и Facebook, которые сейчас управляют огромной системой наблюдения над человечеством, чего никогда не было в истории. Эта система охватывает целые континенты и затрагивает не менее трети населения планеты. Бизнес-модель, основанная на слежке, в своей нынешней форме несовместима с правом на неприкосновенность частной жизни и угрожает другим правам человека.

Вопросы, затронутые в этом документе, выходят далеко за пределы Google и Facebook. Бизнес-модель, основанная на слежке, служит не только интересам этих двух компаний, которые находятся на самом верху пищевой цепочки. Данными «кормятся» и многие другие: от рекламодателей до торговцев информацией и техно-стартапов, которые стремятся развернуть бизнес по монетизации личных данных.

Бизнес-модель Google и Facebook стала общепринятой моделью для почти всего Интернета, она проникает в наши дома, на рабочие места и улицы через Интернет вещей. Но хотя обычных пользователей склоняют верить в то, что качественный Интернет зависит от «сбора данных», на самом деле это не так. Сама суть Интернета не имеет никакого отношения к нарушениям конфиденциальности, свободы самовыражения и других прав человека, причиной которым стала бизнес-модель техногигантов. Facebook и Google выбрали эту бизнес-модель только потому, что это был самый лучший способ быстро вырасти.

Теперь ясно, что их выбор имеет глубокие и далеко идущие последствия для прав человека. Масштаб и сложность вреда, нанесённого правам человека бизнесом, основанным на слежке, требует умного сочетания структурных решений. Здесь нужно постоянное расследование, анализ и междисциплинарное осмысление от широкого круга участников — технических экспертов, ученых, гражданского общества и политиков, только так можно будет прийти к нужному набору решений. В данный момент уже есть значительная научно-исследовательская группа и активное междисциплинарное сообщество, работающие над этими вопросами.

Риски для прав человека, которые подразумевает бизнес-модель тотального отслеживания, давно известны и задокументированы. Ещё двадцать лет назад, когда компании из Кремниевой долины только начинали свою поступь, правозащитники предупреждали об опасностях индивидуального онлайн-профилирования и указывали на необходимость правовых гарантий. Ещё в 2000 году директор Информационного центра по электронной конфиденциальности Марк Ротенбург заявил сенату США: «Мы предупреждали [год назад] что саморегулирование не сможет защитить частную жизнь и нужна публичная реакция на действия компаний по профилированию пользователей».

Тем не менее, сейчас наконец-то появилась хорошая возможность решить эту проблему. Общественное мнение склоняется к тому, что нужно ввести регулирование сбора и обработки данных, и похоже, что такое регулирование уже не за горами. Риск здесь в том, что любое регулирование в Интернете должно осуществляться крайне осторожно, чтобы не нанести вреда свободе самовыражения и другим правам.

Поэтому жизненно важно, чтобы любое новое регулирование основывалось на правах человека. В краткосрочной перспективе нужно обеспечить соблюдение действующих законов, «укрепить» их перед лицом повсеместных, широко распространенных нарушений.

Но ни один подход не будет работать сам по себе. Самых строгих ограничений на сбор и использование личных данных будет недостаточно, если эти меры не учитывают масштаб концентрации данных в руках Google и Facebook и силу этих компаний. В то же время, политики, регуляторы и интеллектуалы, которые предлагают решительные меры против техногигантов, не смогут решить системную проблему нарушения прав человека, если не будут настаивать на изменении самой бизнес-модели.

Подробнее можно прочитать здесь.

  0  

Источник: roskomsvoboda.org

Поделиться c друзьями: