Ученые создают SocArXiv - открытый архив препринтов и исследований по социальным наукам

26.07.2016 12:00

Новая инициатива ученых – аналог знаменитого arXiv.org для социальных наук - бросает очередной вызов устаревшей системе академических журналов, ориентированных на коммерческую прибыль.

5798b4e85f1be73b52c0da69

В то время как для исследователей в области естественных и технических наук существуют разные способы опубликовать свое исследование, минуя коммерческие академические журналы, для ученых в области наук социальных таких опций по-прежнему очень мало. Филипп Коэн из Университета Мэриленда представляет SocArxiv – быстрый, бесплатный и открытый сервис для публикации препринтов и результатов исследований по социологическим дисциплинам.

По мнению ученого, работа академического издательства затруднена обилием многочисленных посредников. Избавиться от них – задача политическая и организационная, а не техническая или финансовая. Филипп Коэн полагает, что представители академического мира исследуют, пишут, рецензируют, редактируют - а потом отдают свой труд без компенсаций издателям, которые утверждают, что они якобы помогают ученым в их карьере. На самом же деле большинство ученых не получают какой-либо финансовой или иной поддержки от издателей коммерческих академических журналов. Соответственно, утверждает Коэн, такая форма издания научных исследований устарела, неэффективна и нуждается в трансформации.

В свое время математики и физики создали открытый архив препринтов arXiv.org, который успешно действует и сегодня, позволяя ученым делиться своими исследованиями до процедуры рецензирования. Существуют и другие подобные проекты – например, biorxiv для исследований по биологии. Некоторые из них осуществляются на базе университетов, иногда открыто и бесплатно, но часто у исследователей нет доступа к подобному сервису по их дисциплине.

Потребность в бесплатном и открытом источнике-архиве для социальных наук, который бы способствовал совместной работе ученых, обмену исследованиями и данными, привела к созданию SocArxiv.

Сервис пока еще находится в стадии разработки, но когда работы закончатся, ученые-социологи со всего мира смогут бесплатно использовать его для того, чтобы организовывать собственные сообщества, выбирать и издавать статьи, рецензировать и комментировать работы коллег, цитировать, открывать новые для себя исследования и делиться собственными.

Проект разрабатывается группой социологов и членами сообщества исследовательских библиотек на базе Университета Мериленд и при сотрудничестве с Center for Open Science и SHARE.

Филипп Коэн надеется, что SocArxiv станет удобным, быстрым и бесплатным сервисом для публикации препринтов и результатов исследований, а в долгосрочной перспективе – основой для научной коммуникации нового типа. Социологии, как и другие ученые, хотят, чтобы их исследования оказывали воздействие на мир за пределами университетов, и чтобы их статьи были доступны более широкой аудитории. Публикация исследований в открытом доступе – способ достичь этой цели.

Автор: Philip Cohen