Как публиковать монографии в открытом доступе

0   86   0

02.11.2019 18:00


Массачусетский технологический институт экспериментирует с новой издательской моделью

Поделиться c друзьями:  


5dc0efa18b8a877b5ec613e6

Издательство Массачусетского технологического института опубликовало свою первую монографию в открытом доступе еще в 1995 году, однако руководство издательства все еще пытается найти устойчивую бизнес-модель для публикации монографий бесплатно для всех желающих. Многие университеты согласны с тем, что монографии в открытом доступе повышают доступ к науке, однако их публикация дорогостояща, а гранты часто бывают краткосрочны. MIT Press решило проверить, захотят ли научные библиотеки коллективно субсидировать публикацию в открытом доступе.

Издательство Массачусетского технологического университета не единственное научное издательство, которое пытается решить проблему публикации монографий в открытом доступе. Как недавно рассказывал Noosphere.ru, издательство Cambridge University Press пытается решить эту проблему, запустив краудфандинговую кампанию. В свою очередь, издательство University of North Carolina Press пробует снизить затраты на публикации монографии до 7000 долларов, в то время как исследование Ithaka S+R показало, что средняя цена публикации научной книги в США – от 15 140 долларов до 129 009.

MIT Press намерено опробовать иной путь: институциональная подписка. В начале этого года издательство начало напрямую продавать электронные книги научным библиотекам. Теперь издательство хочет выяснить, захотят ли научные библиотеки объединиться для поддержки открытого доступа в рамках своих подписок.

Как отметила директор MIT Press Эми Брэнд (Amy Brand), издательство не планирует понижать качество или стоимость публикации монографии. Также будут учтены интересы и предпочтения авторов монографий, ведь не все хотят публиковать свои книги в открытом доступе.

По словам Брэнд, найти способ публиковать монографии в открытом доступе необходимо не только в интересах «более равного» доступа к контенту. «Очень многое, если не все, что мы публикуем, потом оказывается достоянием пиратов», – говорит Брэнд. К тому же, если в 1990-ых большинство научных издательств в США продавали в среднем от 1300 до 1700 экземпляров одной монографии, то сегодня эта цифра – от 300 до 500.

Этой осенью MIT Press получило грант от Фонда Аркадия в размере 850 000 долларов США, который будет направлен на анализ стоимости издания научных монографий и разработку бизнес-модели их публикации в открытом доступе. Исследование должно показать, готовы ли научные библиотеки субсидировать публикацию монографий по модели открытого доступа. Издательство надеется разработать специальную подписную модель и использовать большую часть гранта на переход на эту модель, говорит Брэнд.

Как пишет insidehighered.com, MIT Press будет первопроходцем, но издательство готово поделиться своими рекомендациями с коллегами из других университетов.

Похожую бизнес-модель модель уже опробовало некоммерческое издательство Annual Reviews, которое запустило программу Subscribe to Open, используя институциональные подписки для перевода своих журналов в открытый доступ. Механизм таков: издательство связывается с институтами и предлагает им 5% скидку, если они обновят подписку. Если все институты согласны, журнал переходит в открытый доступ. Если нет – журнал остается доступен только по подписке. Такой подход был хорошо встречен научно-исследовательскими институтами: по данным Annual Reviews, никто еще не отказывался от участия в программе.

Брэнд считает, что модель MIT Press может быть «вариацией» этой схемы, но как именно использовать её для монографий, издательству еще предстоит выяснить.


Автор: Lindsay McKenzie

  0  

Источник: insidehighered.com

Поделиться c друзьями: