Физики продолжают опасаться последствий Плана S

02.07.2019 17:00

Некоторые ученые считают, что отсрочка имплементации Плана S на год не решает всех проблем

5d1cc92d8b8a87420cc11582

30 мая многие научные издательства вздохнули с облегчением: в этот день Коалиция S объявила об отсрочке имплементации Плана S до 2021 года, одновременно сообщив о том, какие изменения были внесены в их проект по результатам консультаций с научным сообществом. Несмотря на то, что эти изменения были встречены в основном положительно, некоторые представители научного сообщества продолжают высказывать сомнения относительно того, как План S скажется на научной коммуникации.

Портал physicstoday.scitation.org цитирует руководителя британского Института физических наук (англ. Institute of Physics (IOP) Пола Хардакера (Paul Hardaker), который заявил, что ученые по-прежнему не уверены в последствиях имплементации Плана S. Особые опасения у физиков вызывает вопрос гибридных журналов, а также то, как их коллеги из других стран будут платить огромные редакторские сборы за публикацию в журналах, которые изменили свою бизнес-модель для соответствия Плану S.

Напомним, План S подразумевает, что редакторские сборы за публикацию в открытом доступе будут платить или спонсорские организации-члены Коалиции S, или научно-исследовательские институты, в которых работают ученые. Европейская комиссия и Европейский исследовательский совет поддержали План S.

Однако с момента своего появления План S вызывал и продолжает вызывать смешенную реакцию и критику издательств. Некоторые издательства заявили, что они согласны с целями этой инициативы, но не одобряют детали – например, отказ в использовании гибридной издательской модели.

В феврале Европейское общество физических наук (англ. European Physical Society (EPS) опубликовало совместное заявление с Европейской ассоциацией химических и молекулярных наук (англ. the European Association for Chemical and Molecular Sciences), в котором подчеркнуло, что слишком поспешная имплементация Плана S может оказать «непоправимый ущерб» научному издательству в Европе, особенно – некоммерческим издательствам. Британский институт физических наук ранее высказывал похожие опасения, предлагая Коалиции S все-таки одобрить гибридную модель и не торопиться с имплементацией Плана S.

Коалиция S учла некоторые замечания ученых, отложив имплементацию до 2021 года и разрешив ученым публиковать статьи, по крайней мере, в некоторых гибридных журналах – до 2024 года члены Коалиции будут платить за публикацию в гибридных журналах небольших издательств, которые считаются «трансформативными», т.е. меняют свою издательскую модель.

Еще одно существенное изменение – отказ от ограничений на стоимость редакторского сбора за публикацию статей в открытом доступе. Вместо этого, спонсорские агентства намерены требовать от издателей большей прозрачности в ценообразовании, так чтобы исследователи могли сравнить цены на публикацию и сделать информированный выбор.

Наконец, спонсорские агентства договорились игнорировать рейтинги и престиж журналов, в которых публикуются статьи, при выдаче новых грантов. Система рейтингов вызывала опасения ученых, которые утверждали, что наиболее престижные журналы – такие как Nature и Science не будут отвечать требованиям Плана S, и значит, европейские исследования будут публиковаться в менее известных изданиях.

Спонсорские агентства выступают за то, чтобы исследователи выбирали издание для публикации на основе фактов, а не кажущегося престижа и репутации, и в этом заключается вторая цель Коалиции S – не только сделать научное издательство более открытым, но также изменить систему оценки научных исследований.

Однако Пол Гинспарг (Paul Ginsparg), ученый-физик в Корнеллском университете и основатель arXiv, не уверен, что спонсорские агентства перестанут полагаться на рейтинги и престиж журналов, где ученые публиковались ранее. «Если эта информация существует, как вы знаете, что она не будет оказывать сознательное или подсознательное влияние?», – говорит Гинспарг.

Наконец, некоторые ученые полагают, что Коалиция S не учла международную природу научного издательства. К примеру, их коллеги за пределами Европы могут столкнуться с тем, что не смогут платить за публикацию в европейских журналах открытого доступа.

Подробнее о том, какие изменения были внесены в План S, можно прочитать здесь.

Автор: Dalmeet Singh Chawla