Практика открытой публикации учебных работ в российских вузах

781   0

December 25, 2017 11:47


Поделиться c друзьями:  


Соприкосновение образовательной среды с изменившимся информационным пространством выявляет рудименты, которые все меньшее количество людей воспринимает как должное. Одним из них является представление о знании как о том, что должно храниться в стенах университетских библиотек, а доступ должен быть только у посвященных. Однако одно из условий существования в информационном обществе — это информационная открытость. Стратегия развития информационного общества ставит в качестве цели переход к обществу знаний – однако процесс накопления знаний в открытом доступе редко рассматривается как ключевой инструмент развития общества в информационную эпоху, которым он на самом деле мог бы стать. В сочетании с задающими направления конкурсами федерального и университетского уровня, механизм публикации работ органически формирует систему управления знаниями, обладающую как минимум недюжинным потенциалом.

Итогом образовательного процесса для подавляющего большинства студентов является выпускная квалификационная работа. Однако многие учащиеся воспринимают написание диплома как неизбежную обязанность, а не как возможность провести настоящее исследование. Отчасти это связано с тем, что студенты сталкиваются с отсутствием понимания того, что писать, о чём писать и как, в конечном итоге, это делать. Опыт предыдущих поколений учащихся доступен лишь в весьма ограниченном виде работ сомнительного качества, размещенных в банках рефератов. Это также ведёт к тому, что студенты, не имея возможности ознакомиться с трудами предшественников, год за годом воспроизводят одни и те же исследования на темы, давно раскрытые до них. Кроме того, отсутствие практики публикации дает понять, что в итоге работа, какой бы она не была интересной и прекрасной, все равно пойдет «в стол». Это также способно снизить мотивацию студента, ведь какой смыл вкладывать столько труда, если работа всё равно будет храниться на полках факультетских архивов или серверах библиотеки вуза?

Также стоит заметить, что отсутствие возможности просмотра работ другими людьми (другими учащимися, выпускниками и их родителями, руководством вуза и т.д.) снижает репутационные риски преподавателя и выпускника. Доступность работ, напротив, повышает их ответственность. Таким образом, публикация дипломов становится дополнительным стимулом не только для студентов, результаты работы которых будут доступны каждому, но и для преподавателей.

Преимущества публикации работ для студентов связаны с тем, что выпускная работа не только способствует формированию личных навыков (работа с источниками, критическое мышление, выработка и защита личной позиции), но и может быть одной из первых настоящих попыток проявить себя на профессиональном поприще. Это почти то же самое, что научиться делать исследование, попробовать написать книжку. Однако хорошая работа способна привлечь потенциального работодателя только в том случае, если он может её найти, получить к ней доступ. Выпускная работа должна стать частью профессионального портфолио студентов, учитывая, что она может иметь больший вес, чем только диплом, существование которого, по данным исследования АИИ[1], не является гарантией наличия необходимых навыков и специализаций. Однако её поиск не должен требовать специальных навыков или использования специализированных инструментов поиска информации: в идеале её должно быть легко обнаружить привычными поисковиками.

Это значит, что работы должны быть не просто доступны в электронных библиотеках вузов. Сегодня нужно признать, что только открытый доступ способен обеспечить сверхпроводимость[2] в современной научной коммуникации. Скорость изменений, в том числе и в науке, растёт и продолжает расти. Единственный способ организации доступа к знаниям на скорости коммуникации — это минимизировать возможные препятствия доступа к ним, препоны на пути распространения знаний.

В исследовании рассмотрены вузы, которые занимают лидирующие позиции в системе российского образования: университеты, имеющие особый статус (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ), федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и опорные университеты. Также мы рассмотрели первую сотню университетов, входящих в национальный рейтинг вузов. Некоторые из вузов подают хороший пример для всей системы высшего образования в России, однако большинство по-прежнему далеки от того, чтобы продемонстрировать результаты своей работы всем желающим. В условиях, когда сохранение работ в репозиториях вузов является обязательным, отказ от их публикации создаёт риски в сфере защиты авторских прав выпускников, чьи работы могут стать «сырьём» для компиляций, изготовлением которых сегодня занимается большая «коттеджная» индустрия, представляющая собой ключевого рекламодателя в образовательном сегменте в системах контекстной рекламы… И на асфальте вокруг университетов.



[1] Н. Д. Трищенко, И. И. Засурский. Аналитический доклад «Прозрачная система образования». – М. 2017

[2] В. В. Харитонов, И. И. Засурский «Информационная сверхпроводимость: авторское право как инструмент развития». – М. 2016


Автор: Юрий Цюпко

Источник: Научный корреспондент

Скачать документ

Поделиться c друзьями: