Новая алхимия: социальные сети, обмен данными и инструменты распространения научных исследований для ученых

0   192   0

August 11, 2017 15:00


Noosphere.ru публикует перевод исследования, посвященного социальным сетям и другим сервисам, которые помогают ученым сделать их научные статьи более доступными, распространяя их на широкую аудиторию и донося их идеи до новых читателей: "Несмотря на распространенность социальных сетей, абсолютное большинство ученых не используют эти сервисы для того, чтобы распространить, продемонстрировать или расширить свое научное исследование. Мы считаем, что существует целый ряд причин, почему большинство ученых не применяют эти инструменты. Причиной может быть то, что лишь немногие люди вообще задумываются об использовании онлайн медиа для распространения своего научного исследования, или же то, что они не понимают потенциальной ценности этих механизмов".

Поделиться c друзьями:  


598dddcb8b8a870f84d1a5de

Новая алхимия: социальные сети, обмен данными и инструменты распространения научных исследований для ученых (версия 1; ожидает рецензирования)

Часть 1.

Аннотация

Существует множество бесплатных онлайн сервисов, доступных ученым и другим пользователям, которые могут быть использованы для установления онлайновых контактов, обмена данными и измерения воздействия исследования. Несмотря на это, только немногие ученые знают, как можно применять эти инструменты или не используют их преимущества для распространения результатов своих исследований.

В настоящей статье авторы описывают свой опыт работы с этими сервисами и то, как они использовали их наилучшим образом, чтобы сделать свои научные исследования более доступными, распространяя их на более широкую аудиторию и донося свои идеи до новых читателей. Эти усилия имеют потенциал ускорить развитие науки, способствуя новому сотрудничеству и междисциплинарным исследовательским проектам, что может привести к будущим публикациям, грантам и коммерческим возможностям. Целью исследования является описать некоторые из этих бесплатных сетевых сервисов и смежных с ними продуктов; продемонстрировать на нашем опыте, как их можно использовать эффективно; и побудить новых пользователей использовать их в интересах всей науки.

Введение

На протяжении последних 40 лет в обществе произошли существенные перемены, вызванные развитием доступных персональных компьютеров, интернета и, совсем недавно, мобильных устройств, которые широко распространили подключение к интернету. В свою очередь, эти технологии повлияли на то, как мы взаимодействуем друг с другом и формируем онлайн сети.

Начиная с 2000 года, количество пользователей интернета увеличилось почти на 800%, достигнув цифры 3,5 миллиарда человек. Распространение информации онлайн теперь разнообразно: публикация комментария, 140 знаков в Twitter, обновления и дискуссии на LinkedIn, фотографии и видео на бесплатных платформах, таких как YouTube или Vimeo, презентации слайдов на SlideShare, и так далее. В разных странах мира предпочитают разные онлайн медиа.

Несмотря на распространенность социальных сетей, абсолютное большинство ученых не используют эти сервисы для того, чтобы распространить, продемонстрировать или расширить свое научное исследование.1Мы считаем, что существует целый ряд причин, почему большинство ученых не применяют эти инструменты. Причиной может быть то, что лишь немногие люди вообще задумываются об использовании онлайн медиа для распространения своего научного исследования, или же то, что они не понимают потенциальной ценности этих механизмов.

Еще одной причиной может быть отсутствие доверия к распространению пока не опубликованных данных, кодов или других результатов исследования, особенно цитирования, что может повлиять на развитие карьеры. Возможно, ученые не считают полезным тратить свое время на такую деятельность, или же им необходима помощь в том, чтобы разобраться, как использовать эти сервисы. Другими причинами может быть страх, что их идею украдут, или же представление о том, что если работа достойная, то она должна говорить сама за себя без необходимости дополнительно её распространять.

По мере того, как появляются новые сервисы, трудно отследить, что именно работает, и оптимизировать использование того или иного механизма, особенно в научном контексте. К примеру, исследователи Крамер и Босман (Kramer and Bosman, 2017) создали постоянно увеличивающийся список, содержащий более 400 сервисов и инноваций в научной коммуникации, и некоторые из них можно использовать для онлайн распространения. Этот список показывает, как много существует доступных сервисов, и демонстрирует, как сложно может быть любому ученому разобраться, с чего начинать.

За последние три десятилетия мир изменился, и научное издательство, которое рассматривалось как валюта науки на протяжении, по крайней мере, последних 50 лет, также увидело значительные перемены. С момента публикации первого современного научного журнала в 1665 году (Le Journal des Sçavans), количество опубликованных научных статей постоянно росло, достигнут отметки 50 миллионов в 2009 году2. Недавно, Варэ и Мэб (Ware and Mabe3) подсчитали, что сегодня 1,8 – 1,9 миллиона научных статей публикуются ежегодно, одновременно внося вклад в большие данные для науки4.

В последние годы также наблюдалось увеличение количества издателей, работающих по модели открытого доступа. Некоторые из них хотят заработать на этом новом рынке, издавая так называемые «журналы-хищники». Такие издатели собирают гонорар за издание статьи в открытом доступе, не предоставляя редакторских или издательских услуг, которые существуют в легитимных научных журналах. Это может позволить некоторым ученым обойти систему, издавая даже некачественные научные статьи в «журналах-хищниках» и эффективно пополняя свое резюме.

Это было проверено в специально разработанном эксперименте, когда выдуманная научная статья была принята десятками издателей, работающих по модели открытого доступа5. Более того, некоторые издатели даже допустили поддельных редакторов в свои издательские советы6.

Такая сомнительная практика в издательском мире, особенно для создания списка публикаций, к сожалению, может быть распространена на использование социальных сетей и сервисов распространения контента для улучшения онлайн-профилей и обманного получения баллов в альтметрикс (см. ниже).


Автор: Antony J. Williams, Lou Peck, Sean Ekins

  0  

Источник: f1000research.com

Поделиться c друзьями: