Итоги госрегулирования Рунета в 2017 году

0   274   0

January 06, 2018 14:00


Государственные институты продолжили избранную еще в 2012 году политику регулирования, направленную на усиление цифрового суверенитета страны и ужесточение правил взаимодействия в сети Интернет

Поделиться c друзьями:  


5a50d3628b8a8703ec882d87

Новые законы привели и к новым практикам, которые серьезно повлияли на права человека в киберпространстве.

Законодательство

Закон “о зеркалах” или “Антипиратский закон ver. 3.0” (156-ФЗ от 01.07.2017)

Российские власти продолжают борьбу с пиратством даже несмотря на то, что эта борьба не приносит никаких плодов и никак не повышает уровень легальных продаж цифрового контента. Новый закон вступил в силу 1 октября 2017 года и определил двух новых субъектов в борьбе с цифровым пиратством. Законом определено понятие «зеркала» пиратского сайта, подлежащего блокировке, как «копия заблокированного сайта». Так, за Минкомсвязью было закреплено право самостоятельно определять зеркала пиратских сайтов, ранее уже заблокированных Роскомнадзором, и ограничивать к ним доступ на постоянной основе без обращения в суд. Кроме того закон возлагает на операторов поисковых систем обязанность по прекращению доступа к «зеркалам» и выдачу ссылок на них в течение суток с момента получения требования от Роскомнадзора.

В начале декабря в Минкомсвязи отчитались, что за 2 месяца 255 сайтов было признано зеркалом. А в середине ноября этого года Роскомнадзор сообщил о 780 пиратских сайтах, которые исчезли из поисковой выдачи российских поисковых систем. Однако за это время было создано несколько тысяч новых зеркал и в настоящее время пиратских сервисов, предлагающих в режиме онлайн посмотреть сериалы и полнометражные фильмы, значительно меньше не стало.

Закон “о запрете VPN” (276-фз от 30.07.2017)

Блокировка сайтов в Рунете стала привычным делом и даже возможная блокировка сервиса Telegram в начале 18-го года уже никого не удивляет. Ограничение доступа со стороны Роскомнадзора к таким ресурсам и сервисам как Rutracker, LinnkedIn, PronHub или Zello не приносили особого дискомфорта российским пользователям по причине того, что за 5 лет действия различных законов об онлайн-фильтрации, приведших к ограничению доступа более чем к 9 млн веб-ресурсов, россияне прекрасно научились использовать прокси-сервера, VPN, Tor и различного рода плагины чтобы быстро и легко забыть про странные решения российских властей и восстанавливать доступ к информации. Было очевидно, что так долго продолжаться не будет. Инициатива о регулировании технических средств, позволяющих обходить государственные блокировки, в этот раз прилетела со стороны лобби правообладателей, которые довольно справедливо замечали, что техническая возможность обойти ограничения делает неэффективной всю процедуру закрытия сайта через Мосгорсуд и Роскомнадзор. Инициатива закрыть для россиян возможные лазейки для обхода гос.блокировок нашла искреннюю поддержку в лице российских властей, которые быстро превратили лоббистскую хотелку в жизнь.

Закон был принят в конце июля этого года и 1 ноября 2017 года он уже вступил в законную силу. Несмотря на то, что он запомнился российским пользователям как закон о запрете VPN, в принятом нормативном акте не так все просто. ФСБ получила полномочия определять сервисы, относящиеся к анонимайзерам. И в случае признания их таковыми, они будут включены в реестр Роскомнадзора и должны будут обязаны выгружать данные из Единого реестра, как это делают уже сегодня операторы связи, чтобы ограничивать доступ к запрещенному контенту и сервисам. И если они сами этого делать не будут, их самих ждет блокировка. До настоящего времени такие сервисы не определены, подзаконные акты не приняты, а правоприменение по закону еще не началось, но уже сразу ряд VPN-сервисов заявили о нежелании сотрудничать с российскими властями.

Закон “о мессенджерах” (241-ФЗ от 30.07.2017)

Медиакоммуникационный союз, представляющий операторское лобби, не оставлял целый год попытки отрегулировать работу мессенджеров, которые серьезно наступают на пятки традиционных средств коммуникаций с использованием инфраструктуры операторов. Прибыль операторов связи от продажи звонков и СМС очевидно ежегодно снижается за счет использования пользователями бесплатных мессенджеров, позволяющих как мгновенную доставку аудио/видео, так и любого иного контента. Желание ввести мессенджеры под правовое регулирование совпало и с желаниями силовиков обязать администраторов сервисов идентифицировать пользователей в целях защиты публичных интересов и борьбы с терроризмом. Деанонимизация всех пользователей — это одна из задач, которая была поставлена в мае Указом Президента по утверждению «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы».

Закон определяет понятие «организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на на него новые обязанности. В частности, владельцы мессенджеров обязаны «осуществлять идентификацию пользователей с использованием абонентского номера, на основании договора об идентификации, заключаемого организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи». Мессенджеры также будут обязаны ограничивать доступ к противоправной информации и аккаунтам по требованиям российских правоохранительных органов. За неисполнение нового закона внесены серьезные административные штрафы. За каждое нарушение предусмотрен штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. Помимо этого, оператор связи сможет по решению Роскомнадзора заблокировать доступ к мессенджеру, не выполняющему требования об ограничении рассылки запрещенной информации. Закон вступает в силу с 01 января 2018 г.

Закон “о СМИ-иноагентах” (№327-ФЗ от 15.11.2017)

В условиях холодной кибервойны, которая всерьез завязалась в последнее время между США и Россией, и в ответ на принудительную регистрацию Russia Today в таком статусе в США на том основании, что американский Минюст посчитал, что канал действует в интересах российского правительства, а значит должен отчитываться о своих доходах и, вероятно, маркировать свою продукцию, российские парламентарии в стремительно приняли закон, который определяет, что любые СМИ, получающие финансирование из-за рубежа должны быть зарегистрированы как иностранные СМИ , выполняющие функции иностранных агентов. Закон вступил в силу с момента его опубликования и уже действует.

Закон также предусматривает быструю внесудебную блокировку сайтов организаций, признанных «нежелательными» на территории РФ. Согласно новому закону сразу же был заблокирован целый пакет интернет-ресурсов вышеозначенных организаций, среди которых и все веб-сайты и проекты «Открытой России» а также все, прямо или косвенно связанные с нею организации. Список ежедневно пополняется новыми зеркалами.

Закон “об онлайн-кинотеатрах” (№87-ФЗ от 01.05.2017)

Особенностью 2017 года, в отличии от предыдущих годов регулирования Интернета, стало желание отрегулировать отдельные частные сегменты цифровой экономики — мессенджеры, поисковики, анонимайзеры, соцсети. В своей антитеррористической борьбе не прошли депутаты стороной конечно и мимо онлайн-кинотеатров. Теперь владельцы онлайн-кинотеатров будут обязаны не допускать использование своего аудиовизуального сервиса для «совершения уголовно наказуемых деяний», в том числе «распространении материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» или же «публично оправдывающих терроризм».

Кроме того, законом устанавливается, что владеть таким аудиовизуальным сервисом может только российское юрлицо, либо же россиянин, который не имеет гражданства другого государства. Иностранцам, в свою очередь, можно будет владеть более 20% сервиса только в случае, если количество пользователей этого аудиовизуального на территории России составляет менее 50% от общего количества его пользователей, — и то лишь в том случае, если это будет согласовано с правительственной комиссией. Все эти ресурсы, согласно документу, включат в специальный реестр. Его созданием и ведением займется Роскомнадзор. Документ вступил в силу с 1 июля 2017 года..

Законопроект “о товарных агрегаторах”

Под №126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет”.

Положения законопроекта вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере электронной торговли, а также подразумевают введение необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Продолжение можно прочитать здесь.


  0  

Источник: roskomsvoboda.org

Поделиться c друзьями: