Искусство спрятанных лиц, или антропоморфные пейзажи

0   1301   0

March 31, 2016 12:00


Сайт publicdomainreview.org собрал удивительную коллекцию антропоморфной живописи.

Поделиться c друзьями:  


56fd99105f1be72291ce3855

Хотя сегодня пейзажи кажутся нам банальными, как отдельная категория пейзажная живопись сформировалась в западном искусстве только в период Возрождения, когда виды природы сами по себе стали предметом изображения, а не фоном для человеческих фигур. Своеобразным «переходным» моментом в этом развитии были изображения, которые как бы пытались ухватить и то, и другое: антропоморфные пейзажи. Эти изображения – особенно те, где пейзажам придается форма человеческой головы – появились в 17 веке, и возникали вновь и вновь, особенно в нидерландской живописи. Ниже мы собрали коллекцию таких изображений, доступных онлайн (к сожалению, не все они лицензированы для свободного использования), опираясь на отличный пост JS Blog , заложивший основы нашего исследования.


Одна из наиболее частых форм антропоморфных пейзажей – изображение бородатого мужчины горизонтально, со скалами «на лице». Истоки этого жанра можно обнаружить в картине эрудита 17 века Афанасия Кирхера, названной «Ars magna lucis et umbrae (1645/6)». Существует версия, что картина Кирхира была написала им под впечатлением от рассказа Витравиуса об архитекторе 4 века Диногратесе, который собирался вырезать в горе Атос огромное изображение Александра Великого, который держал бы маленький город в одной руке, а другой вливал бы реку в море с помощью гигантского кувшина. Кирхер предпринял куда более скромную попытку – изобразив только лицо, а не все тело – но эта картина была впоследствии скопирована много раз на протяжении нескольких десятилетий, в том числе Вацлавом Холларом, который подрезал «волосы» и «бороду», для более симпатичной «внешности».


На следующих двух изображениях виден переход от профиля, нарисованного Кирхером. Гравюры сделаны немецким художником Иоганном Мартином Виллом (1727-1806), который создал много подобных изображений. «Азия» - часть целой серии, в которой каждый континент представлен «лицом», вписанным в пейзаж (Европу можно посмотреть здесь). Как Йоес де Момпер, Вилл также создал похожую серию для каждой поры года.

Следующие изображения – еще несколько примеров горизонтальной головы в скалах, включая еще одну картину Иоганна Мартина Вилла. Картина Эрримета де Блеза датируется 1550 годом – т.е. это самый ранний пример жанра спрятанных лиц, опережающий Кирхера на целое столетие. Лицо едва различимо, но оно определенно там.

Небольшой скачок во времени, и перед нами демонстрация антропоморфного пейзажа в популярной немецкой «картине-загадке» 19 века. Это конкретное изображение – реклама доктора Августа Тропфена, лекарство которого якобы было эффективно «против всех болезней желудка, печени и брюшной полости». Картина под названием «Паника» имеет подпись: «Где человек, которому всегда нужны были капли доктора Тропфена?».

Следующие три изображения, на которых «спрятанные лица» нарисованы вертикально, - серия работ Йоеса Момпера, изображающая времена года. (Весну можно посмотреть здесь). Точная дата создания этих картин не известна, но считается, что они были нарисованы в начале 17 века (Момпер умер в 1635), т.е. тоже опережают «бородатого мужчину» Кирхера по меньшей мере на десятилетие.

Следующие две картины также изображают «спрятанные лица» вертикально, подчеркивая человеческие качества: первая показывает пять чувств, вторая – аллегория на иконоборчество, вероятно с идеей поставить человека перед богом.

Следующее изображение – иллюстрация Генри Холидэйя для книги Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка». Лицо, спрятанное в тени деревьев якобы повторяет мотив «Аллегории на иконоборчество» выше.

Также как и в пейзажах, лица часто спрятаны в зданиях или в комбинациях из других фигур. Следующее изображение – скетч «Аллегория на смерть» - приписывается знаменитому мастеру композиционного портрета Джузеппе Арчимбольдо (1526/7-1593). За ним следует изображение, возможно, прямо заимствующее работу Арчимбольдо, найденное в книге «Veridicus Christianus (1601)» - самой первой иезуитской книге с эмблемой. В последнем изображении виден популярный мотив упомянутых выше немецких «картин-загадок», где элементы, полные жизни, соединяются, чтобы создать изображение черепа.

  0  

Источник: publicdomainreview.org

Поделиться c друзьями: